Налоговики
Отличный тренажер для интелекта это консалтинг


При этом, ресурс человеческих способностей в популяции ограничен.

Таким образом, концентрируя наиболее талантливых людей, консалтинговая отрасль обедняет этим ресурсом остальные сектора бизнеса. Реальный сектор оказывается в ситуации дефицита ресурса человеческих талантов, и вынужден обращаться к тем, кто этот ресурс сконцентрировал - к отрасли консалтинга. Можно сказать, что консалтинг является одной из сил Портера для реального сектора: консалтинг оказывает давление на рынок труда, извлекая из него дефицитные ресурсы, и становясь поставщиком этих ресурсов уже в иной форме.
Можно заметить, что в результате образуется петля положительной обратной связи, - чем больше консалтинг концентрирует у себя людей с лучшими способностями, тем дефицитней станет этот ресурс, и тем больше будет потребность реального сектора в этом ресурсе.
Рассмотрим, как зависит потребность в консалтинговых услугах от доли консультантов в общем числе занятых. Можно выделить два крайних случая:
1. Консалтинг отсутствует как вид бизнеса.

2. Все трудоспособное население занято в отрасли консалтинга. Реальный сектор отсутствует, и консультировать просто не кого. Потребность в консалтинге равна нулю.
На Западе консалтинг за полтора столетия своего существования сформировался как отрасль, по числу персонала сопоставимая с некоторыми отраслями реального сектора, (а по выработке на сотрудника - входящая в лидеры).

В России консалтинг такого критического уровня не достиг, и реальный сектор испытывает меньшую потребность в консалтинговых услугах, что в свою очередь не позволяет российскому консалтингу наращивать свои возможности по привлечению самых талантливых людей.
Следует отметить, что изложенное относится к "брутто" соотношению всего консалтинга ко всему реальному сектору в национальной экономике. Однако в узких сегментах рынка консалтинговых услуг такая модель может работать и в России уже сейчас. Например, в отраслях с очень небольшим числом участников рынка (в пределах одного - двух десятков), в которых есть ключевые специалисты с очень узкой специализацией. Именно в этой отрасли, можно представить себе консалтинговую фирму, которая переманивает к себе этих ключевых специалистов, и ставит их бывших работодателей перед необходимостью привлечения их уже в качестве внешних консультантов.
Рассмотренная модель является упрощенной до предела, в ней рассматривается всего лишь один фактор, определяющий потребность реального сектора в консалтинговых услугах из множества возможных. Но даже такое упрощенное рассмотрение позволяет найти один из подходов к решению вопроса, волнующего всех практикующих консультантов: каковы перспективы консалтинга в России, и каковы темпы и пределы роста консалтинговой отрасли в целом и отдельных ее направлений.